«Из-за обильных снегопадов, предшествующих морозам, была организована работа по расчистке железнодорожных путей, переездов и стрелочных переводов, подъездов к железнодорожным переездам, к производственным зданиям и сооружениям нашего цеха — это было, конечно, необходимо. Заранее издан приказ по ТЭЦ о том, что руководящий состав цехов в период морозов поочерёдно выходит на 24-часовое дежурство непосредственно на рабочем месте. Конечно, дополнительный контроль никогда не помешает. Я, например, дежурил сутки с 14 на 15 января, потом — с 17 на 18 января, как раз, когда была самая холодная ночь, а затем — с 20 на 21 января», — рассказывает заместитель начальника топливно-транспортного цеха по эксплуатации Алексей Постников.
Поменялась ли организация работы топливно-транспортного цеха, когда на территории станции день за днем температура держалась на отметке минус 35-40°С, а то и ниже? Да. Составы с углем, конечно, продолжали поступать: от 41-го до 82-х полувагонов в сутки. И каждый полувагон, прежде чем отправить на выгрузку на вагонопрокидыватель, необходимо отогреть.
«Уголь после погрузки в полувагоны грузоотправителем имеет определенную влажность. За время пути уголь смерзается, примерзает к металлическим стенкам, днищу полувагона. После выгрузки угля из полувагона должны удалены все остатки или скопления угля», — рассказывает Алексей Постников.
Для этого на ТЭЦ есть размораживающее устройство радиационного типа. Оно состоит из двух секций разогрева, максимальная температура воздуха в которых — не более 90°С. Вместимость — по восемь полувагонов. В качестве излучателей тепла используются трубчатые регистры, расположенные горизонтально по потолку и вертикально — по боковым стенам по всей длине секций.
В размораживающем устройстве есть контрольно-измерительные приборы — для замера температуры. Как только тормозные устройства полувагона нагреются до 55°С, это занимает от 30 до 60 минут, в зависимости от температуры на улице, отогретую партию выводят из размораживающего устройства и ставят на выгрузку — уголь свободно отстает от стенок и ссыпается в бункер.
«В мороз под минус 40°С мы сокращаем количество вагонов, которые ставим в размораживающее устройство, — в секцию направляем по четыре полувагона, так как отогретые вагоны могут снова замерзнуть, пока будут ждать очереди для выгрузки на вагоноопрокидывателе. Да, процесс замедляется, но это необходимо при такой температуре. Естественно, увеличивается и объем маневровой работы на железнодорожных путях с партиями полувагонов — это дополнительная нагрузка на составителя поездов и локомотивную бригаду», — рассказывает Алексей Постников.
Машинист вагоноопрокидывателя 4 разряда ТТЦ Ново-Кемеровской ТЭЦ Владимир Романов подтвердил слова руководителя — он как раз занимался разгрузкой угля в ночь с 17 на 18 января. «Я уже 25 лет работаю в цехе. К любым условиям привык. Потеплее оделся, штаны ватные. Балаклавы нам выдали теплые, удобные, жилетки еще — тоже очень хорошо греют. Менялись с напарником: то я тут, возле ротора опрокида, а он на щите управления, там теплее, то наоборот. Чай пили, грелись. Вагонов сразу больше 80-ти пришло — нужно было разгружать. Так смена и прошла», — рассказывает Владимир Романов.
Моторист автоматизированной топливоподачи ТТЦ Ксения Головко рассказала, что на смене в мороз дополнительно заботились о машинистах: «На улице холодно, ребята, которые обслуживают подвижной состав, чаще греться забегали. Горячий чай-кофе у нас всегда есть. А вообще, я заметила, в морозы персонал сплочается! Стараемся помогать друг другу. Ведь взаимовыручка и поддержка — это важно».
Еще одно значимое звено технологической цепочки разгрузки угля — угольный склад, на котором хранится резервный запас топлива. Работы по закладке и сработке угля на открытом складе выполняют грейферные краны-перегружатели и бульдозеры.
«У нас в топливно-транспортном цехе пять бульдозеров и один фронтальный погрузчик. Вся техника стоит в теплых боксах. В эти морозные дни машинисты бульдозеров вели особый контроль за всеми агрегатами, узлами, механизмами и техжидкостями машин», — поясняет Алексей Постников.
Отдельного внимания, дополнительных обходов в морозы потребовали помещения галерей и узлов пересыпки топливоподачи, а также их несущие конструкции — фермы, опоры, балки, выполненные из металла. Вахта топливно-транспортного цеха Ново-Кемеровской ТЭЦ — около 20 человек, по дневному графику выходит еще 14 человек. И каждый из них день за днем делает свою работу на отведённом участке, объекте, оборудовании, машине. А в лютый мороз — с особой ответственностью, аккуратностью, собирая сложный технологический процесс в единое большое дело — согревать и освещать города.
Источник: СГК

